|
|
Урок чтения. 3класс Уч. Виговская.Г.Н Тема: Обобщающий урок по теме «Устное народное творчество». Цели: 1. Обобщить и систематизировать знания детей по теме «Устное народное творчество». 2. Обогащать и расширять словарный запас детей. 3. Развивать образное мышление, наблюдательность, устную речь. 4. Воспитывать любовь к книге, внимательное отношение друг к другу. I. Орг.момент. II. Работа по теме: «Устное народное творчество». Уч: - Как вы понимаете название «Устное народное творчество»? (в старину всю информацию передавали из уст в уста, не записывали. Поэтому называется устное. Всё сочинял народ, автору установить нельзя. Отсюда – народное, а творчество – от слова «творить»).
Уч: - Что мы относим к устному народному творчеству? (песни, сказки, поговорки…) Уч: - Из данных слов выберите нужные слова на экране: пословица, марш, считалки, докучная сказка, литературная сказка, частушки, кадриль.( пословица, считалка, док. сказка, частушки) Уч: - Народное искусство слова – это песни и загадки, пословицы и сказки, легенды и былины. Разгадав кроссворд, мы узнаем, как ещё называют народное творчество.
1. Кто был хозяином Жар – птицы?( царь Афрон) 2. В кого превратился Иванушка из сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»?( в козлёночка) 3. Помнишь ли ты имя героини, которую хотела погубить ведьма?( Алёнушка) 4. О ком сказано «…бежит, земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет…»( конь) 5. К чему прикоснулся Иван – царевич в конюшне царя Кусмана? (уздечка) 6. Как звали невесту Иванушки – дурочка? (Елена) 7. Какие яблоки росли в саду царя Берендея? (золотые) 8. Благодаря какому предмету Елена Прекрасная узнала своего жениха? (перстню) Уч: - Какое слово получилось у вас по вертикали? (фольклор) Уч: - В переводе с английского языка слово «фольклор» обозначает «народная мудрость, знание». Уч: - К фольклору относятся и сказки. А что такое сказка?(рассказ, что – нибудь волшебное, чудеса). Опираясь на задание 17 страница 55, дайте определение сказки. Дети работают в паре. Уч: - Что такое сказка?( Сказка – это произведение, в котором изображается чудесное, необычное. Раньше передавались из уст в уста. В сказке есть зачин, присказка, концовка). Уч: - Правильно. А теперь самостоятельно выполните задание 15 на странице 55. Дети выполняют задание. Уч: - Прочитайте мне зачины, а потом концовки. ( « За тридесять земель, в тридесятом государстве…» , « Жили – были…» - зачин; « Стали они жить – поживать и добра наживать…», « Я там был, мёд – пиво пил, по бороде текло, а в рот не попало…» - концовка) Уч: - А вы любите читать сказки? Почему?(интересно, разные чудеса, превращения происходят с героями сказок). Давайте проведем игру «Угадай сказку». Мы из сказки – ты нас знаешь Если вспомнишь – отгадаешь! А не вспомнишь – ну так что ж… Сказку заново причтешь!
Скок – поскок, скок – поскок Через море и лесок! По пути нашел Жар – птицу И красавицу девицу, Ну, а глупого царя Обмануть сумел не зря Так Иванушке помог Умный маленький конёк, Всем известный…(горбунок, сказка «Сивка – бурка»)
Удивляется народ, едет печка, дым идёт А Емеля на печи ест большие калачи! Чай сам наливается по его хотению А сказка называется…(По щучьему велению)
«Не пей, Иванушка, если устанешь…» А братец всё выпил до донышка. «Не пей, Иванушка, козлёночком станешь!» - Плачет!...(сестрица Алёнушка)(«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)
Её перо сверкает так Что ясно: это не пустяк! Никто не знает, что случится В тех сказках, где живёт…(Жар – птица) («Иван – царевич и серый волк») III. Физ.минутка. Уч:- А какие русские народные сказки мы прочитали на уроках чтения?(«Иван – царевич и серый волк», «Сивка – бурка, «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка») На экране репродукции русских художников к русским народным сказкам. Задания: 1) Найдите в тексте отрывок к данной репродукции. 2) Краткий пересказ сказки. Уч: - Чему учат нас сказки? (быть добрыми, помогать другу в беде). - Кому кушай, а сказки слушай Умом – разумом смекай, да на ус мотай. Что это? (пословица) Как вы понимаете смысл этой пословицы? (сказки читать полезно, в них есть какое – то поучение, мы можем многое узнать из сказок). А пословицы относятся к фольклору? (да). Помогите мне закончить пословицы (на экране). «Труд человека кормит, а…(лень портит)» «Раз сорвал – навек…(лгуном стал)» «Кто других не любит,…(сам себя губит)» «Кончил дело - …(гуляй смело)» «Человек от лени болеет, а…(от труда здоровеет)» «Худо тому, кто…(добра не делает никому)» «Сам потерпи, а…(другого не выдай)» «Учусь доброму,…(худое на ум не пойдёт)» Уч: - Отгадайте «Сидит дед, во 100 шуб одет, кто его раздевает, тот слёзы проливает?» (лук) Что я вам загадала? (загадку) А теперь прочитайте загадки, которые вы сочинили дома. (Дети читают классу свои загадки) III. Итог урока. Уч: - Вот и закончилось наше путешествие по разделу «Устное народное творчество». Понравился вам урок? Какое задание было для вас интересным? Уч: - Закончить наш урок мне хотелось бы строками такого стихотворения: В одиночестве, в покое Дремлют книжные герои На страницах книг своих Пробудите к жизни их! Что им маяться от скуки? Все герои любят труд! Вам, друзья, и книги в руки, Пусть герои оживут! Домашнее задание: нарисовать иллюстрацию к любимой сказке.
Для дополнительных контактных сведений: |
Отправить сообщение дл:
с вопросами и замечаниями об этом веб-узле.
|